Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » Продолжается работа над созданием сборника о фольклорных коллективах Чувашии

10:11 10 сентября 2020 г.

6 сентября, ранним утром, специалисты РЦНТ и съемочная группа выехали в Мариинско-Посадский район для фиксации старинного календарного обрядов чувашей "Вырма" и "Авăн». В старину хлеба убирали вручную – жали серпами. Съемка началась с ритуала "Ҫурла хывни" (зажинок). Для того одна из женщин развязала серп, увязанный еще в прошлом году последней сжатой в поле горстью стеблей ржи и срезала первую горсть. Затем перемешала старые стебли с новыми, разбросала их перед собой на ниву и произнесла благодарственную молитву духам земли. И после этого все приступили к жатве. Это было красивое зрелище: девушки и женщины, мужчины и парни в полном праздничном убранстве жали серпом и перерезаемых стеблей сливался с хрустальным звоном монист. Со стороны казалась, что это не обычная работа, а большой праздник.

Дожиная загон, на его правом углу в конце оставили горсть несжатого хлеба, собрали верхушку в пучок и закрутили. Этот ритуал назывался "Завивание бороды полевому духу". После этого женщина налила кувшин воды и облила пучок. Затем каждый из участников сел на последний связанный им сноп лицом к солнцу, при этом серпы положили на недожатый пучок. В это время хозяин расстелил белое тканое полотно, взял в руки непочатый каравай хлеба, круг сыра, прочитал молитву и раздал жнецам. Затем одна из женщин собрала все серпы вместе и перебросила их через голову, чтобы узнать все ли будут здоровы до следующей жатвы. Позже выдернула недожатый пучок и им связала все серпы вместе, этот ритуал назывался "Çурла çыхни". После того все вместе торжественно держа сноп с песней отправились в деревню. Около дома их встретила хозяйка, она поблагодарила односельчан, а те в свою очередь повалили ее на землю и положили на нее тот самый большой сноп. Это означала хозяевам богатого урожая.

Следующий запечатленный кадр – это обряд "Авăн çапни". Для этого принесли из амбара большой дожиночный сноп, водрузили его на вершину центрального столба, установленного на току. Этот сноп в старину оставляли в дар духам – хранителям гумна за сохранение урожая. Снятые из овина снопы разложили на настил вокруг центрального столба для молотьбы. Начали молотьбу с восточного конца настила и при этом шишковали по ходу солнца. Затем зерно первого обмолота собрали в кучу и совершили обряд "Перекет ыйтни". Для этого хозяин дома опоясывался кушаком, клал под левую подмышку шапку и трижды обходил кучу зерна приговаривая "Перекет пар!" Далее около столба принесли в жертву хранителю овна петуха. При этом читалась соответствующая молитва упрашиванием бога хорошего урожая и благополучия. Из жертвенного петуха сварили обрядовую кашу "Авăн пăтти" и все приняли участие в ритуальном пиршестве. Среди них были фольклорные ансамбли "Çĕньял" и "Шордан" Чебоксарского, "Ямаш" и "Шурвар" Цивильского, "Кунер" и "Сĕнтĕр" Мариинско-Посадского районов.

Следующая сьемка проходила на озере Аль Янтиковского района. Народные фольклорные коллективы "Эткер", "Энĕш" и "Çеçпĕл" из Козловского, "Парне", "Сарнар" и "Еник" из Урмарского, "Тăрмăш" и работники культуры Янтиковского районов показали старинный обряд "Аслӑ чӳк" (Большое моление). Местоположение выбрано неслучайно – это озеро является культовым и издавна здесь проводились обряды древних чувашей.

Существует множество преданий и легенд о бездонном озере Эль-кюль. В легенде об Эль-кюль рассказывается следующее. На всей Чувашской земле было семь озёр-братьев, которые, образуя сильную грозу, поднимали вихрем воду в тучи и, низвергая обильные ливни, ходили друг к другу в гости. Одним из таких озёр было Эль-кюль. Однажды началась засуха, и в ту пору пробралось в район озера Эль-кюль татарское войско, разоряя и выжигая селения, захватывая имущество, угоняя скот, забирая женщин и девушек в заложницы и убивая сельчан. Некоторые жители спаслись, убегая в леса. И вот старик Чуваш, собрав в лесу людей, привёл их к Эль-кюль. Они принесли в жертву жеребёнка и стали молить у Эль-кюля, чтобы он послал дождь и оградил от нашествия злых врагов. И вдруг откуда ни возьмись ударил гром, завертела, зашумела буря, взвилась вихрем вода из озера в чёрные тучи, хлынул страшный, небывалый ливень, и он, затопляя дороги и болота, шёл день и ночь трое суток. В это время татарское войско с награбленным добром, со стадами скота пробирались к своим становищам сквозь дремучие леса. Настигнутое страшной бурей, войско, увязнув в болотах, погибло. После этого случая старик Чуваш завещал своим потомкам беречь и охранять леса, каждую весну приносить жертву озеру Эль-кюль, прося изобилия земных плодов и всякого благополучия людям. С тех пор озеро Эль-кюль стало священным местом для чувашей, местом Аслӑ чӳк.

И как бы продолжая традицию собрались коллективы из Янтиковского, Урмарского и Козловского районов, чтобы принести озеру жертву, прося у него дождей на всё лето и хорошего урожая. Для этого участники мероприятия установили козлы, навесили на них большие котлы, соблюдая все традиции наполнили родниковой водой. Затем началась молитва, в ней перечислили все прегрешения, которые могли совершить перед Вселенной и обратились с просьбой дать благоприятную для урожая погоду, взамен преподнесли 7 видов яств. Когда каша сварилась, все приступили к ритуальной трапезе.

К сожалению, многие чрезвычайно интересные компоненты Чÿк были утрачены уже к началу 18 века, тем не менее, на основе печатного материала коллективам удалось восстановить важные для понимания чувашского мировоззрения факты. Огромную помощь организаторам в проведении данного обряда оказали директор ЦКС Янтиковского района Арина Юрьевна Алексеева и работники культуры района.

В исполнении народных фольклорных коллективов "Илем" и "Шанăç" Яльчикского района воссозданы обряды "Улах" и "Çăнахта". "Пашьел" и "Чемен" Батыревского района показали два местных традиционных обряда "Мăнкун" и "Туй". А мордовский фольклорный коллектив "Умарина" этого же района продемонстрировал обряд "Завивание березы".

В минувший солнечный день завершился проведением обряда "Вайă". В нем приняли участие фольклорные коллективы "Илем", "Çăлкуç", "Шанăç", "Чемен", "Пашьел" Батыревского, "Каçал" Комсомольского, "Эревет" Ибресинского, "Çăлкуç" и "Ахрăм" Алатырского, "Аххаяс" Шемуршинского районов. Не менее 200 человек – участников, взявшись за руки водили хоровод вокруг костров и березы, ступая в такт музыке. И при этом после каждого куплета песни меняли направления движения. Далее все собравшиеся музыканты (гармонисты, барабанщики, скрипачи) состязались между собой в мастерстве игры. А в центре постоянно отплясывали парни, приглашая девушек по очереди на танец. В конце праздника все участники хоровода с песнями и музыкой унесли из деревни праздничное дерево в западную сторону деревни и бросили в овраг. На обратной дороге по обычаю нельзя петь хороводные песни, поэтому участники мероприятия вернулись исполняя плясовые такмаки.

Так завершилась съемка вышеупомянутых фольклорных коллективов.

Когда кажется, что все вокруг выжжено, выхолощено, уничтожено до основания, тогда сила и глубина народной памяти, мудрости, народного опыта позволяют восстановить если не всё, то многое, даже из единственного, чудом сохранившегося где-то в укромном уголке зернышка. Традиция очень живуча, она имеет огромный запас прочности, потому что от того, насколько крепка народная традиция, зависит жизнь, существование самого народа. Это стержень, на который все мы опираемся, даже не зная об этом, не задумываясь, просто неся этот стержень вместе с генетическим кодом.

Автономное учреждение Чувашской Республики «Республиканский центр народного творчества «Дворец культуры тракторостроителей» Минкультуры Чувашии

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники

Top.Mail.Ru

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика